Но это
трансцендентное начало святости, становящееся посредником между Богом и человеком, должно что-то делать для русского человека, ему помогать и его спасать, за него совершать нравственную и духовную работу.
Исходя из своего религиозного монизма, для которого Божество есть лишь глубина бытия, а не
трансцендентное начало, открывающееся миру, Эккегарт фактически устраняет откровение Божества в собственном смысле, заменяя его самооткровением твари («прорывом» чрез тварность); соответственно этому спиритуалистически истолковывается и евангельская история.
И потому абсолютное не должно быть насильственным, внешним и формальным навязыванием относительному
трансцендентных начал и принципов, а может быть лишь имманентным раскрытием высшей жизни в относительном.
Неточные совпадения
В терминах философских это значит, что Россия всегда чувствует мужественное
начало себе
трансцендентным, а не имманентным, привходящим извне.
В этом случае роковым образом само «сознание вообще» становится
трансцендентным, как то и обнаружилось в германском идеализме
начала XIX века.
Эн-соф есть
трансцендентное Божество до раскрытия, Бог-Отец есть первая ипостась триединого Бога.], — в
начале этого раскрытия.
Хотя он характеризует
трансцендентное абсолютное с помощью каббалистического понятия Эн-соф (мы знаем, как проблематично это понятие, которое, однако, применяется Соловьевым без всякого пояснения), т. е. в терминах отрицательного богословия, но затем, неправомерно и без всяких объяснений приравнивая его к первой ипостаси, он дедуцирует рационально его отношение к миру, а следовательно, и их взаимное определение [См. «Философские
начала цельного знания» (Собр. соч., т. I, особенно стр.320–321, 347) и «Чтения о богочеловечестве» (т. III, 82 cл.).].
Напротив, таинство всецело основано на благодати, осуществляется излиянием
трансцендентного, сверхприродного
начала в мир природный.
Здесь нет полярности
трансцендентного и имманентного, нет места сверхлогическому откровению, сверхзнанию или незнанию меры, ее «docta ignorantia» [Ученое незнание (лат.).] (по выражению Николая Кузанского), здесь нет тайны ни на небе, ни на земле, ибо человек держит в руках своих
начало смыкающейся цепи абсолютного, точнее, он сам есть ее звено.
Однако здесь существенно, что эти относительно
трансцендентные ступени суть диалектические самоположения одного и того же
начала, совершающиеся внутри его, transcensus его модальностей, но здесь нет безусловного, не диалектического, а антиномического трансценза от абсолютного к относительному, от Творца к твари.
Следует различать между расширением нашего опыта, открывающим нам новые миры (безразлично, будет ли это мир, изучаемый телескопом или же астральным ясновидением), и его прорывом, которым является соприкосновение с
началом,
трансцендентным миру, т. е. с Богом.
В человеке есть духовное
начало, как
трансцендентное в отношении к миру, т. е. превышающее мир.